Пятница, 16.11.2018
МОУ СОШ №5
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Главная » 2009 » Март » 25 » Уроки русского языка в 4 "А" классе
Уроки русского языка в 4 "А" классе
18:14

Творческие задания на уроках русского языка.

Решаем орфографические задачи.

Опыт работы в начальной школе показал, что сознательному усвоению школьниками учебного материала способствует игровая или необычная форма заданий. Например, я отметила появление интереса к изучению русского языка, лучшее усвоение грамматических понятий при использовании упражнений. Условно их можно разделить на 2 группы.

Первая группа- это так называемые «запоминалки».

Назначение таких упражнений служит для выделения орфограммы и  запоминания ее правописания в стихотворной форме.

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши,

С глаголами отдельно

Частицу «не» пиши.

 

Будь внимательным, мой друг.

В словах есть безударный звук.

Поставь его под ударенье,

Потом пиши стихотворенье.

Слуху вы не доверяйте.

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело.

Звук согласный проверяй:

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? Нет грядок.

А тетрадка? Нет тетрадок.

Зубки! Изменили- зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждем снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй!

Зуб  –на зубы, лед – на льды.

Будешь грамотным и ты.

Было «сели» ,

Стало « съели»

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

-Твердый знак.

Вторая группа - рифмованные упражнения, которые используются для чтения и письма орфографически-насыщенного словарного материала.

Село, гнездо, сосна, весна-

Одна из гласных не ясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук.

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласную они:

Села,  гнезда, весны и, конечно сосны.

Гряда, цена, скала, весна,

Коза, стрела, стена, сосна,

Места, земля, сова.

Проверить надо все слова,

Страна, стрела, сосна,

Гряда, игла, звезда, весна,

Роса, зерно, следы, листок,

Кормушка, озеро, цветок.

Диктанту нашему конец,

Кто не ошибся – молодец!

 

Где растет морковь?

На грядках.

Буквы пишут где?

В тетрадках.

Чистим , что мы?

Чистим зубки.

Надеваем в холод?

Шубки.

Любим все?

Снежки, салазки.

И читаем часто …

Сказки.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

 

Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме.

Ученикам необходимо знать, как именно следует решать , например, такую орфографическую задачу, как проверка безударных гласных.

На уроках дети систематически пользуются таблицей, в которой указаны способы проверки соответствующей орфограммы.

Таблица.

6 способов проверки безударных гласных.

 

1 .Измени слово способом

«один - много»       «много - один» 

 Земля - земли           поля - поле

 

2.Подбери однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением.

      ковер-коврик

3. Подбери однокоренное слово, состоящее из корня.

       Плодовый - плод

4. К названию предмета (существительному) подбери однокоренное название признака (прилагательное)

добро - добрый

5. К названию действия (глаголу) подбери однокоренное название признака  (прилагательное)

      белеет – белый

6. Измени время глагола.

косил - косит

Стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивает интерес к поэзии. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма,  полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того такие упражнения способствуют выработке  самоконтроля, положительного отношения к учению.

Использование рифмованных  упражнений в сочетании с заданиями учебников, другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению орфографическими навыками.

Бабенко Е.Ф. учитель начальных классов МОУСОШ № 5г. Краснодара

Просмотров: 944 | Добавил: shkola5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2006
Бесплатный хостинг uCoz